Ваше Высокопреподобие, отец Геннадий!
Всечестные отцы, дорогие братья и сестры!
Приветствую организаторов и участников IV-й Международной научно-богословской конференции «Тимоновские чтения».
В 2025 году православный мир отмечает особую дату – 1700-летие Первого Вселенского собора. Это событие наряду с принятием в 313 году Миланского эдикта стало важной вехой в жизни Святой Церкви, ознаменовав собой начало новой эпохи в истории христианства, характеризующейся стремительным процессом распространения Евангельской истины на просторах Римской империи. После Собора в Никее наступил золотой век святоотеческой письменности – время расцвета церковного богословия. Прочность внешнего положения Церкви давала возможность для его свободного и всестороннего развития, а борьба с ересями – материал для интеллектуальной работы. Отцы и учителя того времени с их обширными, глубокими богословскими трудами остаются путеводными звездами для всех поколений православного христианства.
I Вселенский Собор, состоявшийся вскоре после окончания эпохи гонений, стал первым подобного рода представительным собранием иерархов, немалое число которых в правление императоров Диоклетиана и Максимина претерпели страдания за Христа, томились в тюремном заточении, пребывали в ссылках. В песнопении, посвященном Никейскому Собору, говорится: «Собрав все душевное искусство, вместе с божественным Духом исследование проведя, небесный и священный Символ веры досточтимые отцы боговдохновенными письменами начертали». На I Вселенском Соборе вера в Святую Троицу была сформулирована в тех терминах, в которых она сохранялась в Церкви Христовой во все последующие века. Символ веры Никейского собора, начинающийся словами «Верую во единого Бога» и содержащий изложение православной триадологии, стал классическим выражением богословской истины. Равноапостольный император Константин Великий, будучи почетным председателем Собора и инициатором его созыва, отмечал в его деяниях особое проявление Божественной мудрости: «Признанное единогласно тремя сотнями святых епископов есть не иное что, как мысль Самого Сына Божия, особенно когда в умах столь великих и многих мужей присутствовал Дух Святой, Который открыл им Божественную волю».
Богословское наследие Никейского Собора, его место в истории становления Церкви и христианских народов не переставали быть предметом осмысления на протяжении всех последующих эпох. В наше время деяния I Вселенского Собора находятся в центре внимания как профессиональных историков и богословов, так и широких кругов заинтересованной общественности. Вопросы вероучения, институционального развития Церкви, формирования Ее канонического строя и богослужебных традиций, становления христианской календарной системы, церковно-государственного взаимодействия – эти и другие сюжеты находят свое отражение в многочисленных исследованиях ученых и работе конференций и круглых столов. Об актуальности последовательного и внимательного исследования событий прошлого предельно емко сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своем обращении в связи с празднованием 1700-летия I Вселенского Собора: «В истории Церкви живет и действует Дух Святой, наставляющий нас на всякую истину (Ин. 16:13). Именно поэтому изучение церковной истории – к чему всех вас настоятельно призываю – помогает нам лучше понять многие явления в современной религиозной жизни, научает нас отделять главное от второстепенного и различать духов (1 Кор. 12:10), постигая премудрый Промысл Божий о Церкви».
Мы с вами хорошо помним апостольский призыв: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13:7). Наш священный долг помнить и почитать святых отцов I Вселенского Собора и твердо следовать православной вере, которую они нам оставили в наследство. Они передали нам абсолютные богословские истины, незамутненные и свободные от всяких человеческих измышлений и заблуждений.
В этом году исполняется значимая дата в жизни Костанайской епархии – исполняется 15 лет с момента ее учреждения. Это решение священноначалия стало воплощением в жизнь давней идеи о создании в этом щедром, благословенном крае самостоятельной епархии, предложенной еще в начале ХХ столетия. До рокового 1917 года в Кустанайском уезде существовало больше 140 православных храмов и два монастыря. Развитие церковной жизни повлекло за собой создание в 1914 году Кустанайского викариатства. В ряду архипастырей, трудившихся на этой земле в годину исторических потрясений, несомненно, выдающееся место занимает Преосвященный епископ Тимон (Русанов). Ровно 100 лет назад – 10 августа 1925 года – состоялась его епископская хиротония, открывшая собой заключительный период исповеднического служения владыки. Ежегодные Тимоновские чтения, собирающие участников не только из областей Казахстана, но и из-за рубежа, – наш посильный вклад в дело увековечивания его памяти, и, пожалуй, что еще более важно – в продолжение его духовно-просветительских трудов. Время, в которое мы живем, нельзя назвать легким в духовном или в материальном отношении. Но сегодня, при всех переживаемых трудностях, у нас имеются большие возможности для проповеди Евангелия, для осуществления духовно-просветительской работы как с молодежью, так и с иными возрастными группами. «Если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую» (1Кор. 9:16), – учит нас апостол Павел. Мы имеем величайшие духовные сокровища и нам надо щедро делиться ими, развивать в себе умение донести красоту и величие Православия до ищущих душ. Желаю организаторам и участникам Тимоновских чтений успешной работы.