Обращение митрополита Астанайского и Казахстанского Александра перед началом Рождественского поста
Дорогие собратья-архипастыри, всечестные отцы,
братия и сестры, жители земли Казахстанской!
Вновь наступают спасительные дни Рождественского поста – священное время, в которое всякий православный христианин призывается Церковью особым образом подготовиться к встрече с чудом боговоплощения, совершившемся более двух тысяч лет назад в Вифлеемской пещере.
«Пост состоит в исполнении воли Господа», – кратко излагает святитель Иоанн Златоуст суть этого духовного делания. Предлежащий нам постный подвиг призван обратить ко Господу наши умы и сердца, послужить духовному назиданию, обновить в нас переживание единства с Богом и друг с другом в Церкви Христовой, созданной Воплотившимся Сыном Божиим. Господь Иисус Христос показал нам пример настоящей жизни, сообразной Божественному замыслу о человеке – истинного бытия, которое невозможно без преодоления эгоизма, без понуждения себя к добру, без отказа от обращенности исключительно к своим нуждам и интересам. Нам необходимо честно и беспристрастно взирать на самих себя, на намерения и
поступки, на течение мыслей, на взаимоотношения с ближними. И период подготовки к главным церковным праздникам как нельзя лучше подходит для этих целей. Воздержание, сопряженное с молитвой и чтением Священного Писания, действенно помогают человеку увидеть себя в свете евангельской правды и начать исправление сердца и ума.
Пост неразрывно связан с покаянием. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17), – звучит призыв Господа в святом Евангелии. «Покаяние есть первая новозаветная заповедь, покаяние есть начальная новозаветная добродетель, вводящая во все прочие христианские добродетели», – говорит об этих словах Спасителя святитель Игнатий (Брянчанинов). Важно осознать грех, как вражду по отношению к Богу, прочувствовать его как тяжелый недуг, постараться понять какую великую боль доставляет он Христу, собственной душе или ближнему. Глубокое сожаление о содеянном должно вселять в кающегося твердую решимость не повторять больше дурного поступка, не произносить недобрых слов, противиться лукавым помыслам. Бог через святого Иоанна Предтечу говорит: «Сотворите же достойный плод покаяния» (Мф. 3:8). Что же такое плоды покаяния? Отцы и учителя Церкви учат нас, что это – стяжание добродетелей противоположных господствующим в сердце страстям. Так гордыне мы противопоставляем смирение, лености – трудолюбие, пустословию – молчание, жадности – щедрость, жестокосердию – милосердие, осуждению ближних – ви́дение собственных согрешений. «Уклоняйся от зла и делай добро» (Пс. 33:15), – наставляет кающегося псалмопевец Давид.
Нельзя пренебрегать участием в таинстве Исповеди, а вершиной всей церковной жизни, ее благодатным источником является таинство святой Евхаристии, совершаемое за Божественной Литургией. Причащаясь животворящих Тела и Крови Христовых, мы обретаем по словам святителя Василия Великого исцеление, очищение, просвещение, сохранение, спасение, освящение души и тела. Без участия в святой Евхаристии невозможно вести жизнь по Евангелию. Преподобный Никодим Святогорец настоятельно советует: «Если ты хочешь зажечь в своем сердце божественное усердие и приобрести любовь ко Христу, а с нею приобрести и все остальные добродетели, часто приступай ко святому Приобщению».
Пост – время сугубых добрых дел. «Бог есть любовь» (1Ин. 4:8), и более всего Он желает от нас взаимной любви, которая по слову апостола долготерпит, не мыслит зла, сорадуется истине, милосердствует, все переносит и никогда не перестает (1Кор. 13:4,8). Мы учимся настоящей любви, когда перестаем быть равнодушными, начинаем творить самые простые дела милосердия, откликаемся на чужую беду, успокаиваем ближних добрым словом, посещаем одиноких и немощных, делимся тем, что имеем. «Кто руку свою простирает на помощь ближнему своему, тот в помощь себе приемлет Божию мышцу», – учит преподобный Исаак Сирин.
Хотел бы призвать всех вас, всечестные отцы, дорогие братья и сестры, посвятить этот Рождественский пост сугубым молитвам о скорейшем избавлении нашей страны и всего мира от губительной язвы. Из Священного Писания и истории нашей Церкви мы знаем, что молитва, соединенная с покаянием, постом и делами милосердия творит чудеса.
Пусть заступлением Пресвятой Богородицы, послужившей Тайне Боговоплощения, и молитвами новомучеников и исповедников Казахстанских Господь дарует всем нам с пользой для себя и ближних совершить Рождественский пост.
«Облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол 3:12-14).
Призываю Божие благословение на всю казахстанскую паству, чтобы встретить в мире праздник Божией любви – Рождество Христово.
ГЛАВА ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ КАЗАХСТАНА
МИТРОПОЛИТ АСТАНАЙСКИЙ И КАЗАХСТАНСКИЙ